D',
21 декабря 2009 г.
Три в одном 2730 просмотров
И жизнь на достойную сумму защитить, и в доходности не потерять — вот те желаемые условия, при которых долгосрочное страхование жизни выглядит более привлекательным в глазах потребителей. Но если с первым пунктом проблем не возникает, то найти продукт с высокой доходностью по-прежнему непросто.
До кризиса главной причиной расторжений большинства накопительных договоров страхования жизни была низкая доходность. «На фондовом рынке я заработаю в несколько раз больше», — говорили клиенты и прямиком уходили от страховщиков в офис управляющих компаний. Более того, уже пару лет назад руководители УК, понимая, что многие клиенты рассчитывают не только на доход, но и на защиту капитала и жизни, начали предлагать новые решения, совмещающие традиционные финансовые инструменты со страховой составляющей.
В ноябре 2007 года УК «Тройка Диалог» вывела на рынок некое подобие unit linked (страховой полис, связанный с паевым фондом) — ПИФ «Тройка Диалог — жизнь». Выглядело предложение довольно заманчиво: инвестор, вкладывавший в ПИФ средства, получал страховую защиту на пять лет, причем страховку оплачивала сама управляющая компания. «Нашими клиентами по этому ПИФу стали более 700 человек, и мы видим у этого продукта очень хорошие перспективы», — уверяет Григорий Седов, руководитель московской сети продаж УК «Тройка Диалог». Но и он признает, что спрос мог бы быть и выше, «но в отличие от европейцев россияне не приучены страховать свою жизнь». Компания планирует в следующем году сделать программу еще более привлекательной для клиентов: включить защиту на случай полной потери трудоспособности.
За те два года, что прошли с начала действия программы, не произошло ни одного страхового события, все клиенты фонда живы-здоровы. С другой стороны, хотя при формировании фонда в качестве преимуществ по сравнению с классическим накопительным страхованием называлась еще и высокая доходность, на деле инвесторы (которые вкладывали деньги на этапе формирования ПИФа) пока в убытке: стоимость пая составляет 964,8 руб. на 17 декабря 2009 года против 1000 руб. на ноябрь 2007−го.
Сегодня инвесторы, разочаровавшиеся в фондовом рынке и действиях управляющих, более осторожны и готовы поступиться частью доходности ради гарантированной прибыли. Этот тренд некоторые СК уже уловили, хотя многие уверены, что стоит подождать. «Страховщикам уже сейчас можно было начать договариваться с УК и предлагать совместные решения, но они будут “кривыми”. К сожалению, вы больше потратите сил на то, чтобы найти какую-то схему, и будете реализовывать ее со скрипом. Мне кажется, проще добиваться того, чтобы была проложена прямая дорога, по которой бы все мы пошли (то есть сняты законодательные ограничения по введению unit linked)», — считает президент компании «Алико» Александр Зарецкий.
В декабре банк HSBC, страховая компания «Альянс РОСНО жизнь» и УК «Альянс РОСНО управление активами» запустили совместную программу «Финансовая мозаика», которая позволяет сочетать достоинства сразу трех инструментов: ПИФа, рискового страхования жизни и банковского вклада. Из общей суммы взносов 60% средств клиента уходит в ПИФ, а оставшиеся 40% делятся между страховым полисом и депозитом.
На практике это выглядит следующим образом: допустим, женщина 35 лет выбирает для себя такую программу сроком на пять лет и ежегодным взносом 100 тыс. руб. (это минимальный годовой взнос, максимальный — 500 тыс. руб.). Из этих денег 60 тыс. уходит в ПИФ, 37 тыс. — на депозит (с каждым годом за счет снижения страховых взносов эта сумма увеличивается на 400 руб.), остальное — на страхование. Через пять лет, согласно консервативному сценарию, где доходность по депозитам составит не более 10%, а по ПИФу 15%, она может получить 724 тыс. руб. На случай не зависящих от нее событий, связанных с жизнью и здоровьем, у нее есть защита по рискам смерти по любой причине и инвалидности. Так, в случае присвоения ей первой или второй группы инвалидности страховая компания в рассрочку будет выплачивать ей ежегодный взнос по данной программе. В случае же ухода из жизни застрахованной выгодоприобретатели получат от СК все недоинвестированые взносы единовременно, тогда как внесенные взносы по законодательству и так перейдут к ним. Кроме того, при расторжении договора потери клиента минимальны, в отличие от классического накопительного страхования, где в первые год-два клиент при расторжении практически ничего не получает.
Еще один продукт с переменной гарантированной доходностью («Семейный депозит») предлагает компания «Ренессанс Life & Pensions». По нему полис оформляется только на пять лет, при этом в течение первых трех лет действия полиса клиенту СК обещают 10−процентную гарантированную доходность. Но, чтобы выяснить подробности программы, придется прибегнуть к помощи консультанта (на сайте необходимой информации нет). Впрочем, и он не сильно помогает приоткрыть детали программы. «Это как банковский вклад — только в банке нет страховой защиты, а у нас есть, и мы даем ее бесплатно, — объясняет мне по телефону агент “Ренессанса”. — А что до доходности, в целом 10% так и есть, там просто идет процент на процент…» Вопросы, призванные раскрыть конкретные показатели («Мне нужна защита на 500 тыс. руб., сколько денег я должна буду вносить по данному полису и что получу на выходе, если, конечно, доживу?»), заставляют агента «поплыть». «А вы раньше разве такую программу открывали? — терзают агента смутные догадки, как будто клиенту не подобает интересоваться подобными вещами. — Сейчас открою условия программы и вам их зачитаю». По его словам, при ежегодном взносе 100 тыс. руб. страховая сумма составит 554 тыс. То есть на выходе получаем чистый доход за пять лет всего 54 тыс. — это не 10% годовых, а всего 2%.
У СК «МСК-лайф» есть похожий продукт — «Полис-вклад +», который предусматривает доходность до уровня учетной ставки Центробанка в первый год страхования с более низкими ставками доходности в последующие годы, а также участие в прибыли. Кстати, и здесь получить всю информацию о продукте оказалось проблематично. В офисе продаж консультанты не смогли дать какую-либо информацию об условиях этой программы, обещав перезвонить или прислать предложение на почту, но обещание свое так и не выполнили.
Так что, говоря о невысоком спросе на накопительное страхование жизни, представители СК лукавят: дело скорее в низкой компетенции агентов, что косвенно подтверждают и сами страховщики, отвечая на вопрос, почему они не спешат предлагать комплексные программы. «Главная причина — квалификация персонала: чтобы делать клиенту комплексное финансовое предложение, надо понимать, что предлагаешь, самому не путаться, уметь объяснить клиенту, зачем это надо, вызывать доверие. Идея эта не очень новая, воплотить ее в жизнь мечтают и страховые компании, и банки, и паевые фонды, только пока не очень получается», — объясняет Владимир Сорокин, гендиректор компании «АльфаСтрахование- жизнь». «Также можно выделить неумение банкиров продавать комплексные страховые продукты, а СК — банковские, то есть низкую личную заинтересованность персонала в продвижении продуктов обоих направлений», — добавляет Александр Варенцов, советник гендиректора СК «Согласие».
Но дело не только в умении, но и в желании. Очевидно, что пока страховщики, банки и УК не слишком заинтересованы в совместных продуктах. «История показывает, что симбиоз банковских, инвестиционных и страховых направлений в одной структуре оказывался низкорентабельным либо вообще нежизнеспособным», — считает Александр Варенцов. Тем более что при существовании данных направлений внутри одной структуры полностью исключены комиссионные взаимоотношения, что также снижает привлекательность взаимной работы.
Ирина ГАХОВА, корреспондент «D`»
Мнение эксперта Алексей Руденко, заместитель гендиректора компании «Альянс РОСНО жизнь»
Сегодня на российском рынке инвестиционные страховые продукты не предлагаются по двум причинам. Первая касается нормативов размещения страховых резервов: действует приказ, который обязывает СК размещать резервы в соответствии с принципами диверсификации, возвратности, надежности, доходности. Он существенно ограничивает максимальную долю инвестирования в интересные, с точки зрения клиента, инвестиционные инструменты, такие как ПИФы, акции, недвижимость, золото.
Есть второе ограничение: страховщики не могут перекладывать инвестиционные убытки на страхователей. Если мы говорим о классических продуктах unit linked, на которые в Европе приходится до 70% продаж всех полисов страхования жизни, то по ним инвестиционные риски несет страхователь, который самостоятельно выбирает инвестиционную стратегию — более или менее агрессивную. В нашем случае допустить убыток у страхователя нельзя, поскольку мы должны закрепить страховую сумму, которая снизиться сама по себе не может.
Если говорить о продуктах с переменной гарантированной доходностью, то они не получили у нас распространения совсем по другой причине. По программам, где взносы уплачиваются в рассрочку, предлагать шкалу доходности, которая существенно падает через год-другой, — значит намеренно вводить страхователя в заблуждение относительно получаемого по полису дохода. Доходность по полису начисляется на нетто-резерв, а он в первый год действия договора может быть близок к нулю, поскольку в этот период операционные расходы страховщика максимальны. И получается, что самая высокая доходность зарабатывается в то время, когда резерв по договору фактически еще не сформирован.
По программам с единовременным взносом такие схемы могут существовать, но в этом случае страховщик может купить активы, которые точно соответствуют по сроку проданному полису, и тогда непонятно, что мешает ему дать максимальную доходность на весь период действия договора.
Вся пресса за 21 декабря 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Страхование жизни, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|